НЕОБХОДИМОСТЬ И ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ПОВТОРНЫХ ТРАНСПЛАНТАЦИЙ ФЕТАЛЬНЫХ ТКАНЕЙ ПРИ КОРОНАРНОЙ БОЛЕЗНИ СЕРДЦА

Т.Е. Курильская, С.Б. Никифоров, Г.В. Аксаментов,
Д.К. Курильский, О.В. Подвезко,
П.П. Явербаум, А.А. Рунович

Институт хирургии Восточно-Сибирского
научного центра Сибирского отделения РАМН,
Иркутск

Ключевые слова: коронарный атеросклероз, трансплантация фетальных тканей человека, клиническая эффективность

Целью данной работы явилось отслеживание сроков сохранения субъективного и объективного положительного эффекта трансплантации, а также возможности репродукции результата при повторных трансплантациях фетальных тканей у больных ишемической болезнью сердца.

Под наблюдением находилось 70 пациентов со стенокардией, обусловленной стенозирующим атеросклерозом коронарных артерий, которым 2,5-3 г. назад была осуществлена первичная трансплантация фетальных тканей человека (ТФТЧ). Диагноз ишемической болезни сердца у подавляющего числа пациентов был верифицирован при коронарографическом исследовании. Протокол наблюдения включал в себя оценку тяжести стенокардии, которая определялась по толерантности к физической нагрузке с помощью велоэргометрической пробы, выполненной по критериям ВОЗ. Липидный спектр сыворотки крови исследовали энзиматическим методом с использованием стандартных реактивов фирмы "Boehringer Mannheim". Принимали во внимание также субъективную оценку пациентом своего состояния.
У 38 из 70 больных (54,3%) через 9-20 мес. (в среднем 18 мес.) после первой ТФТЧ произведена повторная трансплантация. Показанием к этому послужило ухудшение состояния пациентов, выражающееся в учащении приступов стенокардии, снижении физической активности.

По критерию "качество жизни" все пациенты, получившие первую ТФТЧ, распределились на 3 группы. В 1-ю группу вошло 14 человек (17%), у которых полученный после трансплантации положительный эффект сохранялся в течение 9-12 мес. Начиная с этого срока нарастало число приступов стенокардии в сутки, соответственно увеличился объем медикаментозных препаратов, ухудшилась переносимость физической нагрузки. У больных 2-й группы (34 человека, 43%) ухудшение состояния наступало в интервале 12-18 мес. после инъекции фетальных тканей, 3-ю группу составили 22 пациента (27%), у которых к третьему году наблюдения состояние оставалось стабильным – ухудшения не отмечалось. Летальных исходов у наблюдаемых в течение трех лет 70 больных не было.

Больные, у которых продолжительность клинического эффекта была не более 12 мес., отличались худшими функциональными показателями. Это не значит, что в тяжелых случаях стенокардии следует отказаться от ТФТЧ, но для получения длительного и стабильного эффекта следует осуществлять трансплантацию как можно раньше, при появлении первых симптомов заболевания.

Довольно большая часть больных обратилась с просьбой о повторной трансплантации в период 9-12 мес., хотя объективно их состояние было существенно менее тяжелым, чем до первой трансплантации. Мы склонны объяснить это определенной психологической установкой, возникающей в результате существенного повышения "качества жизни" после ТФТЧ. Возникает своего рода "привычка" к достигнутому уровню самочувствия. На этом фоне даже несущественное ухудшение состояния вызывает протест и естественное желание возвратиться на прежний довольно высокий уровень жизни. Эта точка зрения сформировалась на основании результатов объективного исследования и подробных бесед с пациентами, обратившимися за повторной ТФТЧ.

Повторная трансплантация была проведена 78% больных, которые относились к тяжелым пациентам 1-й и 2-й групп. Через 12 мес. после второй трансплантации у них удерживался результат, полностью тождественный полученному после первой инъекции фетальных тканей. Показатели, характеризующие тяжесть клинического синдрома: число приступов стенокардии в сутки, доза принимаемых нитратов и антагонистов кальция через 12 мес. после повторной ТФТЧ находились практически на том же уровне, что и в течение первого года наблюдения.

Мы пришли к следующим выводам:

* ТФТЧ способствует снижению интенсивности симптомов стенокардии, оказывает нормализующее влияние на липидную формулу крови.
    * клинический эффект трансплантации удерживается 9-20 мес. и зависит от тяжести исходного состояния пациентов, а по истечении этого срока примерно у половины больных возникает необходимость в повторной трансплантации.
    * повторная ТФТЧ полностью репродуцирует результат первой трансплантации в течение, ТФТЧ, осуществляемая один раз в год, может служить вполне адекватной альтернативой лечебному комплексу, включающему гипохолестеринемические и антиангинальные препараты